«Тревожность или тревога?»
«Тревожность или тревога?»
Само по себе переживание тревоги, чувства беспокойства и страха может быть не только адресовано различным составляющим нашей жизни, когда оно действительно оправдано, но и лежать в основе личностных особенностей, а также становиться с течением времени болезненной чертой — той тревогой, которая выбивает человека из жизни, не позволяя иной раз даже выйти на улицу.
Как понять, когда нужно обращаться к психологу, а когда к психиатру, и где та тонкая грань, которая разделяет нормальную здоровую тревожность и патологическую тревогу?
Тревожность — не патология.
Тревожность определяет та черта личности, которая заложена в каждую индивидуальность в отрезке от рождения до становления характера. Действительно, среди всего многообразия различных типов личности существует круг тех, кто так или иначе живет в постоянном напряжении, ожидании угрозы.
Опоздание на работу формирует мысли о выговоре, раздражительные высказывания партнера вызывают мнительность и слезы, а нестабильная политическая ситуация в мире в любое время прямым образом почему-то наталкивает на мысль о безысходности и сковывает в принятии решений или создает хаос в голове, суету в движениях и трепетание сердца?
Увы, многие не знают о том, как снизить уровень тревожности. Привыкая жить в постоянном напряжении, формируя всё новые убеждения относительно кажущейся безопасности, тревожные личности буквально мирятся с постоянным сражением за гармонию в душе, и зачастую обращаются к специалисту с уже сформированной патологической тревогой в связке с депрессивным расстройством.
Тревожные личности испытывают тягу к самоанализу, легко поддаются навязчивым мыслям, страхам и тревожной мнительности. Это может быть либо опасение за собственное здоровье, либо за отношение окружающих, размышления об отрицательном и осуждающем мнении о себе, либо это могут быть страхи и опасения за развитие событий будущего. Чаще всего тревожный человек размышляет о вероятном непредвиденном внезапном несчастье. Это особенно прослеживается у подростков, когда мама, например, задерживается на работе. Тогда перед глазами рисуются самые ужасные стечения обстоятельств, а уровень тревожности растет. Личность может защищаться от этого разрушительного и отнимающего энергию чувства путем выстраивания так называемых психологических защит, но так и не избавится от напряжения и беспокойства, постоянно пребывая в состоянии боевой готовности.
Можно постоянно думать о том, как будет лучше, планировать свои действия, стараться предусмотреть все возможные варианты будущего. Но это путь непрерывной борьбы, который выбирают люди, стесняющиеся заговорить о собственных переживаниях. Рано или поздно при ухудшении внешних событий (стрессы на работе, увольнение, развод или расставание с любимым человеком и др.) может случиться формирование навязчивых состояний, тревоги, депрессивных расстройств.
В случае повышенного уровня тревожности необходимо обратиться на прием к психологу или психотерапевту, где в ходе нескольких сеансов специалист даст рекомендации как жить с этими особенностями, как взаимодействовать с людьми без страха осуждения и критики.
Когда тревога становится патологией?
Ощущение тревоги — это нормальная эмоция, возникающая в ситуации угрозы, приходится часто напоминать мне пациентам, ищущих волшебную таблетку от переживания беспокойства и волнения. Продолжая, я объясняю, что эта эмоция сформировалась у нас в ходе эволюции и представляет собой стратегию выживания по типу «нападение или бегство». Вполне адекватно испытывать тревогу при виде опасного животного или грабителя. Однако чаще всего мы имеем дело с той тревогой, которая трансформируется в психическое расстройство, выбивающее человека из привычного течения жизни и тревожные сигналы возникают даже в ситуации покоя и отдыха.
«Сковывающая», «парализующая», «дразнящая» — это лишь небольшой список характеристик, которыми наделяют пациенты именно ту тревогу, которая в ходе обследования оказывается патологической.
К сожалению, распространенные поведенческие и психологические методы борьбы с тревогой, если и помогают, то на короткое время. Тревога опасна тем, что, появившись однажды при неблагоприятных условиях может стать постоянным спутником, ухудшая в первую очередь ночной сон, за которым последует усталость, раздражительность, снижение работоспособности и настроения с присоединением депрессии.
Поэтому важно различать тревогу и тревожность. Как правило, именно при повышенной тревожности медикаментозное лечение будет давать короткий и маскирующий эффект, создавая иллюзию благополучия. Только специалист (клинический психолог, психотерапевт, психиатр) в сфере психического здоровья может определить, что стоит за привычными «тревожными переживаниями» — особенности личности или патологическая тревога.
Если сохраняющееся беспокойство относительно какой-либо ситуации и изначально повышенный уровень «врожденной/базовой тревожности» можно снизить путем немедикаментозного лечения, то патологическую тревогу даже при самых начальных проявлениях необходимо купировать с помощью препаратов, назначаемых врачом. О лекарствах, применяемых для лечения болезненной тревоги и панических атак смотрите здесь.
Именно врач-психиатр может определить ту необходимую дозу конкретного препарата в зависимости от текущего развития симптомов, которая сможет замедлить развитие патологической тревоги и не допустить становление довольно распространенного диагноза смешанного тревожного и депрессивного расстройства.
В качестве примера, можно привести частую клиническую ситуацию, когда в начале тревожного состояния при своевременном обращении можно обойтись назначением низких доз антидепрессантов и малых транквилизаторов небольшим курсом. В то же время при тех же условиях, но при запоздалом обращении (спустя месяцы и даже годы игнорирования тревоги), лечение усложняется препаратами других групп и даже удлиняется во времени.
Если вы чувствуете волнение, которое не прекращается и ухудшает процесс засыпания, обратитесь за помощью. Один визит к специалисту может коренным образом развернуть ситуацию в вашу пользу.
Автор: врач психиатр Клиника РОСА Бутарный А.О.