Психологическая помощь родственникам
Сен 6

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм некоторые специалисты включают в так называемый аутистический спектр, но в отличие от обычного аутизма не наблюдается нарушения интеллекта, так же не наблюдается серьёзных изменений речи.

Сидром Аспергера представляет собой состояние, которое характеризуется значительными затруднениями в общении, особом восприятии окружающего мира и стереотипным повторяющимся комплексом привычек, интересов и занятий.

Исторически сложилось так, что сам Ганс Аспергер описал этот синдром в 1944 году, но описал как аутистическую психопатию, без дальнейшего использования.  Официально появился синдром Аспергера только после 1981 года. Это и не было востребовано, пока английские специалисты не начали развивать эту тему. Так получилось, что в семье психиатров была дочь, страдающая этим синдромом. И её мать Уинк выяснила, что нет четких диагностических критериев, и нет рекомендаций для родителей. И она стала родоначальником исследования этой темы. Она подняла работу Аспергера и добилась того, что появился этот синдром или высокофункциональный аутизм.

Причины

Окончательно причины синдрома Аспергера еще не определены, ученые продолжают поиск. Возможными факторами риска развития синдрома Аспергера называют сочетание генетических нарушений,последствия действияядовитых веществ на развивающийся плод на начальных этапах беременности, некоторые вирусные инфекции, такие как краснуха, токсоплазмоз, герпес и др.

Синдром Аспергера

Симптомы

Данное заболевание проявляется достаточно рано, обычно к 2-3 годам. У детей существенно страдает социализация. У них слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением. Они мало используют вербальное общение, избегают зрительного контакта при общении с окружающими, так же они не инициируют общение. Во время разговора отсутствует конгруэнтность. В общении ребенок конкретизирует, общается только по существу. Нужна игрушка так и скажет "дай игрушку". Спросить у кого-то как дела или поддержать культурный диалог вряд ли будет, точнее не будет. Со стороны это может восприниматься как невоспитанность, грубость, нежелание поддерживать контакт. Но у них и нет потребности в общении. При этом речь грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонным тембром голоса. Стиль речи носит академический или книжный стиль, имеет речевые штампы.

В поведении они отличаются стереотипностью (повторениями), постоянно следуют каким-то ритуалам, любое изменение привычных сложившихся условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывая у них растерянность, тревогу и беспокойство. Очень часто они имеют чудаковатые или строго определенные пристрастия к пище. Часто могут иметь необычные навязчивые страхи, такие как боязнь ветра. Причем при действительной опасности у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность. Так же при синдроме Аспергера наблюдается нарушение моторных навыков и координации движений, стереотипные навязчивые движения. Внешне могут выглядеть «неуклюжими и угловатыми в движениях».

Так как у них узкоспециальные интересы, когда такие люди вырастают, они становятся отличными специалистами в своем деле. По этой причине в жизни их часто путают с гениями. Но при гениальности есть и эмпатия, социализация и другой уровень интеллекта. А при синдроме Аспергера это нарушение речевого взаимодействия, отсутствие потребности в общении, нарушение социальных контактов, узкоспециальные интересы при сохранном интеллекте и при ненарушенной речи.

Рекомендация родителям, у которых есть дети с синдромом Аспергера:

  • не паниковать, т. к. у ребенка сохранен интеллект и речь, и его можно социализировать.
  • понимать что качества ребенка с синдромом Аспергера не являются минусом, что перевод на специальное обучение может быть полезен.
  • их можно адаптировать к учебной деятельности, они любят учиться, у них хороший интеллект и отлично обучаются.
  • формировать жизнь этих детей с учетом их особенностей.
  • им помогают своевременное психолого-педагогическое сопровождение, тренинги по развитию коммуникативных навыков, КПТ, ЛФК.

При синдроме Аспергера нарушения в поведении корректируется педагогическим и психотерапевтическим процессом. О лечении синдрома Аспергера смотрите здесь .

Автор: клинический психолог Клиники Роса Кокурина А.А.