Психологическая помощь родственникам
Сен 3

Пять мифов о шизофрении

Шизофрения — заболевание психики, которое встречается примерно у 1% населения, имеет хроническое течение и при неблагоприятном течении и отсутствии адекватного лечения приводит к инвалидности. Для многих обывателей шизофрения синоним сумасшествия, чего-то тяжелого и фатального. Врачами психиатрами накоплен большой опыт в лечении этого недуга и поэтому шизофрения перестает быть символом чем-то страшного и неизбежного. Значительная часть больных шизофренией принимают поддерживающую терапию, хорошо себя чувствуют и сохраняют качество жизни. Вашему вниманию предлагается материал, в котором опытный врач психиатр приведет пример распространенных заблуждений и развеет некоторые мифы о шизофрении.

Диагностика и методы лечения шизофрении

Миф №1: шизофрения означает раздвоение личности.

Обычно люди мало что знают о шизофрении и представляют себе, что человек, страдающий шизофренией, может в один момент казаться совершенно нормальным, а в следующий миг превратиться в другого человека. Это идея активно поддерживается СМИ, кинематографом и художественной литературой о психических заболеваниях.

На самом деле, внезапная резкая смена характера у людей с шизофренией — нетипичный сценарий. Обычно признаки и симптомы этого психического расстройства проявляются со временем. Сначала идет скрытый период болезни, когда человек меняется, становится менее активным, отдаляется от окружающих, но обычно это остается незамеченным. Затем присоединяются так называемые «позитивные» симптомы — бред и галлюцинации, изменяется эмоциональная сфера и поведение человека. На поздних этапах болезни проявляются «негативные» симптомы: пациенты испытывают недостаток удовольствия от повседневной деятельности, у них появляется эмоционально-волевые нарушения: становится трудно выполнять работу и домашние дела, ничего не хочется, а чувства ослабевают, возникают трудности с установлением социальных связей.

Происхождение слова «шизо» буквально означает «раскол». Однако в данном случае это относится больше к расколу способности человека мыслить и выражать эмоции, чем к раздвоению личности.

Миф №2. Больные шизофренией опасны.

На самом деле люди с шизофренией редко проявляют насилие. В реальности, гораздо более вероятно, что человек, страдающий шизофренией, сам станет жертвой обмана или насилия из-за своей оторванности от мира. В массовой культуре людей с шизофренией часто изображают садистами, убийцами или насильниками, непредсказуемыми и жестокими. Конечно, люди с шизофренией совершают преступления, но большинство пациентов не склонны к агрессии. По статистике количество преступлений, совершаемых  психически больными людьми не превышает 5-10%, т.е. большинство преступников все же психически здоровые люди.

Миф 3: Шизофрения неизлечима

Действительно, шизофрения считается хроническим заболеванием, вылечить которое до конца невозможно.  Вместе с тем, в настоящее время существует множество методов терапии, основанных на доказательной медицине. В первую очередь, это нейролептики — препараты, направленные на купирование психотической симптоматики. При правильном и регулярном приеме можно добиться длительной ремиссии и болезнь никак не будет проявлять себя. При хорошем лечении и благоприятном течении заболевания, человек сможет вести обычный образ жизни, учиться, работать наравне со всеми. Есть определенный процент пациентов, у которых приступ шизофрении бывает всего один раз в жизни. Но, даже если придется длительно принимать лекарства, не стоит отчаиваться, современные препараты имеют хороший профиль переносимости и безопасности и не влияют на образ жизни пациента.

Миф 4: От нейролептиков становятся «овощем»

Первым препаратом группы нейролептиков считается хлорпромазин (аминазин), который изобрели во Франции в 1952 г. На тот момент это был прорыв в психиатрии и через 10 лет этим препаратом в мире лечились уже более 50 млн. человек. В настоящее время нейролептиков насчитываются десятки и их принято делить на препараты первого и второго поколения. Распространенная страшилка про превращение человека в «овощ» в большей степени относится к препаратам первого поколения. Тогда эра антипсихотиков только начиналась, и наряду с лечением бреда и галлюцинаций, препараты вызывали еще побочные эффекты, такие как акатизия (двигательное беспокойство), острая дистония (непроизвольные сокращения мышц), эмоциональная индифферентность, апатия и т.д. Препараты второго поколения практически лишены этих неприятных побочных явлений. Они обладают высокой эффективностью и прекрасно переносятся, производители заботятся о качестве жизни пациентов и стараются сделать все возможное, чтобы пациент не отказывался от приема терапии из-за побочных явлений.

Миф 5: Шизофрения наследуется в 100% случаев

Генетическая основа заболевания подтверждена, но совсем не обязательно заболеть, если кто-то в семье болен шизофренией. Риск развития заболевания у братьев и сестер составляет 10-12%, если болен один из родителей, то ребенок заболевает в 10-14% случаев, а если оба родителя нездоровы, то риск заболеть около 40-45%.  Шансы получить шизофрению по материнской линии в 5 раз выше, чем по отцовской. Чем ближе родственники, тем выше вероятность унаследовать заболевание. Однако утверждать на 100%, что у двух родителей с шизофренией, ребенок будет страдать от этой патологии ошибочно. Есть определенные риски, но не такие высокие, как принято считать. Поэтому, если в семье есть человек страдающий шизофренией, нет никакой необходимости постоянно проверять здоровье и искать у себя симптомы болезни.

Шизофрения не может быть врожденной, так в развитии болезни играют роль факторы развития нервной системы.

Подробнее о шизофрении смотрите здесь.

Советы родственникам и близким больного шизофренией здесь.

По всем вопросам, связанных с диагностикой (выявлением, исключением) и лечением шизофрении, пожалуйста, обращайтесь в нашу клинику. Мы — эксперты в области шизофрении и других расстройств психики.

Автор: врач психиатр Клиника РОСА Баско М.В.